Недостаток психологов в учебных заведениях — реальная проблема в воспитании детей

В последнее время в Очакове и по Украине в целом появилась тенденция низкого показателя успеваемости и ухудшения поведения у детей школьного и дошкольного возраста. Это связано с проблемами  адаптации детей в условиях очень сложной школьной программы, и большой психологической нагрузки, причина которой огромный объем поступающей информации, социальные проблемы и ситуация в стране в целом.

В виду этого, стала актуальной профессия психолога, особенно школьного. Ведь в его обязанности входит большой объем труда. Это адаптация детей к новой среде, помощь детям- инвалидам влиться в коллектив учеников, толерантность к людям с ограниченными возможностями, работа с родителями и учителями. И все это нужно сделать за «копейки». Ведь ставка психолога или социального педагога выделяется только при наличии в школе трехсот детей и более, но в таких маленьких городах, как Очаков таковых нет. Вот и приходится трудиться специалисту на половину ставки, а это всего 600-700 гривен в месяц. Представьте, что в учебном заведении 200 детей, каждому нужно уделить время, провести тесты, позволяющие определить уровень стресса у ребенка, и если окажется что он высокий, то проводить индивидуальные занятия с ним. Это ежедневный тяжелый труд.

В то же время существует много случаев, когда психолог может предотвратить неприятную ситуацию с нашими детьми. Так, в мировой практике существует такой термин как гиперактивный ребенок, который не может долго усидеть на одном месте. Положенные 45 минут урока для него — настоящая пытка, и «высидев» на нем, он сразу срывается по звонку, выплескивая всю накопившуюся энергию в коридоре, иногда травмируя других детей. В данном случае со школьником должен поработать специалист и помочь ему адаптироваться в новой для него системе. Также стоит отметить, что начало учебы — это стресс для неокрепшей психики ребенка, когда после маминой заботы, он приходит в мир новых правил и обязанностей. И оказавшись в такой ситуации, он не умеет контролировать себя. Ребенок начинает бояться совершать ошибки, появляются комплексы, пропадает интерес к учебе и вообще к окружающему его миру. И мы взрослые часто упускаем из вида острую необходимость в помощи психолога.

Кроме этого, существуют случаи, когда у ребенка есть расстройства, такие как аутизм, задержка психического или физического развития. Он не опасен для общества, но ему сложно прийти в школу, где он столкнется с детьми, которые не знают ничего о том, что такие дети бывают, и о том, что они совершенно нормальные и могут также обучаться со всеми.  Подготовку к таким случаям должен проводить школьный психолог, социальный педагог. Человек, который специально был принят на работу для сглаживания конфликтов между детьми и учителями, родителями и рабочим коллективом школы, для обучения родителей правильному распределению деятельности ребенка дома.

С уверенностью можно сказать, что в Очаковских учебных заведениях также происходят ситуации, где помощь психолога крайне необходима. Однако, хватает ли самих специалистов в местных школах и детских садах, рассказали начальники городского и районного отдела образования  Рита Земляная и  Людмила Голян .

 

12074548_158116321201365_2445222924992678921_n
Рита Земляная, начальник городского отдела образования Очаковского горсовета

Средств на содержание психологов в школах у нас хватает. Существует проблема в том, что нет специалистов, ведь по правилам только на 300 детей выделяется ставка, если детей меньше, то ставка соответственно уменьшается. Это влияет на заработную плату. Не все готовы работать на половину ставки. По городу ситуация со специалистами в целом не плохая, нуждается в психологе у нас только детский сад №1.

 

 

 

 

3
Людмила Голян, начальник отдела образования, науки и спорта Очаковской РГА

С первого января 2016-го года в Очаковском районе образовалось Куцурубское сельское общество, поэтому две среднеобразовательные школы отошли в эту организацию. Таким образом, в районе действуют 11 учебных заведений, из которых 4 УВК, то есть дошкольное учебное заведение и начальная школа, и 7 СОШ. В школах у нас работает пять практических психологов. Они проводят практическую, диагностическую, консультационную, коррекционно-восстановительную работу. Сюда входит помощь детям инвалидами, особенный акцент делается на работе с детьми участников АТО, психологический климат в коллективе, работа с родителями, в целом с коллективом родителей, которые есть в учебных заведениях. Понятно, что практических психологов не хватает, и не хватает не потому что нет денег на финансирование, штатным расписанием предусмотрены должности практических психологов или социальных педагогов в образовательных заведениях. Дело в том, что специфика размещения населенных пунктов в Очаковском районе не дает нам возможности закрыть эти вакантные места, а они у нас есть, и можно их вводить. Просто нет возможности в Островке или Васильевке ввести только потому, что кадров нет. Не хватает шести специалистов. В село Островку вообще проблематично добраться, раз в день туда ходит автобус, приехал и сразу же уехал. Вроде в центре района, а попасть тяжело.
Психологи необходимы. У нас в районе в школах учатся 49 детей –инвалидов, есть разные, и по зрению, и с физическими, и с умственными отклонениями, которые позволяют учиться в школе. Родители боятся отдавать таких детей в школу, потому что могут издеваться или презирать, соответственно проводится работа с родителями. Плюс мы вместе со службами берем участие в организации районных праздников для детей инвалидов, для колясочников, и которые не могут, не подлежат учебе в школе. Фестивали художественной деятельности и много разных праздников проводим. Работаем.

Ситуация сложилась таким образом, что если в городе специалисты есть, хоть и не везде, то в Очаковском районе их катастрофически не хватает. В то же время из разговора с представителями отделов образования стало ясно, насколько работа психологов актуальна и важна. Подробнее о своей профессии и ее значимости рассказывает социальный педагог Очаковской школы №3 города,  Елена Высочина

 

4
Елена Высочина, социальный педагог Очаковской школы №3

Я социальный педагог, но эта должность включает в себя все — и психолога, и воспитателя и педагога. Нужно иметь четкое представление о каждом классе, и хотя бы краткое о детях, кто есть кто. Если есть какие-то проблемы, нужно вовремя их выявлять и попытаться если не устранить полностью, то хотя бы свести к минимуму их негативное проявление. На данный момент в школе 128 детей, наполненность классов не большая, и работать с ними немного проще, чем было бы в большой школе. Детей меньше, поэтому проще составить портрет класса. Провожу тренинги, диагностики: на агрессию, на тревожность, на социальную адаптацию. Если низкий уровень адаптации, срочно нужно провести с ним индивидуальную коррекционную работу. Особенно важно в первых, пятых, десятых классах проводить работу. Это дети, которые перешли из детского сада в начальную школу, среднюю и старшую соответственно. Очень часто приходится родителей просветлять на такие темы, как правильное воспитание детей, как проявить интерес к учебе — это очень актуальная проблема.

Работа психолога, социального педагога – это работа по призванию. Хочется помогать детям, хочется принести какую-то пользу, поэтому деньги отходят немного на второй план. В каждой школе есть проблемные дети и каждому нужно помочь.

В руках профессионалов будущее наших детей. И они есть, просто за скромную оплату  не каждый будет надрываться. Ведь вкладывать свою душу в каждого ребенка очень сложно, когда ты должен думать и о том, как прокормить свою семью на ничтожную зарплату, а энтузиастов, к сожалению, в наше время осталось очень мало.

Иван Бусурин